Дмитрий Славин (dmitryslavin) wrote,
Дмитрий Славин
dmitryslavin

И Чимганские горы царят вдалеке, и безумно прекрасны собою...


Вперед, к Солнцу!



29-30 апреля.
Сижу и пишу эти строки в аероэкспрессе, едущим в Домодедово. Начало путешествия и трепет, охватывающий едва пересечен порог родного дома — очень необычные ощущения. Их сложно описать, да и почувствовать дано не каждому. Сейчас ощущения еще более интенсивны, ведь я еду по сути в полную неизвестность. Нет никакого четкого понятия Что, Где и Когда. Что: Альпсборы, но что именно там нужно делать, потяну ли, готов ли? Где: Узбекистан, в аэропорту встретят, поэтому вопросом «Где?» я не очень подробно задавался. Чимган и Чимган. Когда же утром перед выходом из дома решил залить в Gps карту, то искал ее очень долго, так как оказалось, что у меня неверные представления о Чимгане. Даже Когда — не окончательно урегулированный вопрос. Я знал, что «старт» 30-го апреля, но оказалось, что это всего лишь «заезд», а старт 1-го. Но при этом «заезд» - неотъемлимая часть старта и, приедь я на сутки позже, никуда б не успел. Окончание тоже неясно, но у меня билет на 9 мая, и моё окончание будет именно тогда. Но самым волнующим фактором было то, что я ехал один. Сколько себя помню путешествовал всегда с кем-то, с какими-то изначально знакомыми людьми. Пару раз доводилось оставаться одному, но это были фрагменты путешествия. А тут считай целиком. Ну да, конечно не один я там, но кто все эти 20-30 людей, как я там себя буду ощущать, как они увидят меня? В общем щекотливая ситуация, и лет 15 назад я бы окунулся в нее с радостью, однако сейчас ехал с некоторой боязнью. Точнее с неопределенностью, что в общем для путешествия, пожалуй только плюс.

Четыре часа полудремы в кресле самолета, и я в Ташкенте, в 5 утра. Ташкентский аэропорт — еще то заведение, советское. В какую-бы очередь, на каком этапе я не вставал, все время оказывался последним. К самолету подавали Вип-автобус, потом Бизнесс-класс автобус, потом еще какой-то автобус для объявленных людей, и только потом самый обычный автобус для обычных людей. В здании аэровокзала постоянны люди «вне очереди» и вот спустя час (при том, что людей с других рейсов почти не было) я выбираюсь на улицу. Встречающего в лицо не знаю, он меня тоже. Облеплен таксистами, которые уверяют, что встречающий не пришел, и поехали-поехали скорее. Предлагают обменять 50 долларов на 90 тысяч сом. Я решил вконец обнаглеть и позвонил с таксистского телефона встречающему Валере. Валера был тут и оказался отличный мужик. Обменял 50 долларов на 125 тысяч сом и подвез к автовокзалу. Час сна в маршрутке и я в Газалкенте.


стелла в Газалкенте. Сюда помимо такси три раза в день приезжают электрички


Первое знакомство


лагерь ClimberCA

Вот оно путешествие. За что его люблю, неожиданные знакомства и попутчики. Из Газалкента едем вчетвером в такси. Огромный молодой парень в форме какой-то структуры. Думал пограничник, оказался МЧС-ник. Премило побеседовали, я развеял некоторые его смешные мифы о Москве (город пидарасов), он мне рассказывал про современный Узбекистан, а на прощание подарил крем после бритья. Теперь это мой единственный шанс не сгореть на солнце. Очень искренний жест, от предложенных денег наотрез отказался. Парень вышел у своей части, а я тут же познакомился с двумя другими попутчиками. http://violasinger.narod.ru/ , http://vioand.narod.ru/ вот их сайты (надо записать тут, а то забудется), приеду в Москву посмотрю.

И вот я покидаю проржавевший жигуленок, и снова один. Ползу с рюкзаком вверх по ущелью в полдевятого утра, в расположение базового лагеря турклуба имени Рацека. На Базе восемь пацанов. Самые настоящие пацаны. Правильные. Словно книжку Гайдара или Крапивина читаешь. На электростальских жуть как похожи кстати, только совсем пацаны, без девчонок. Я начинаю ощущать неловкость своего положения. Мало того, то лет на 10 старше и почти все, кроме Лени на «вы». Так и еще я среди них со всеми своими покоренными зимними Эльбрусами, Лениным, Котопаксями и Араратами самый матерый получается. А на самом деле я не умею ничего, а они похоже умеют все. Впрочем в день «заезда» много уметь не надо. Таскаем всякие тяжелые вещи откуда-то из поселка снизу и устанавливаем лагерь. За какой-то час полностью сжег себе на солнце руки и шею.

Пришел начальник и шеф — Ильяс. Матерый человечище, но очень авторитетный, простой и понятный. Стройка лагеря сразу закипела, завертелась, и в течении двух часов вырос настоящий чудо-град. В течении дня наприходило еще куча пацанов и даже три девчонки. Я окончательно перестал пытаться понять кто здесь, кто. Девчонки приготовили какой-то очень вкусный обед, после чего состоялась планерка. Руководитель - Ильяс и несколько инструкторов. Ильяс разбил весь народ по инструкторам. Мне досталась, очевидно, группа самых лузеров, потому все они как и я, идут завтра что-то открывать, самым простым вариантом. Я думал изначально, что это какая-то заявка на первый разряд. Оказалось, что это просто «Открытие». А впоследствии оказалось, что это «Открытие Альпиниады». Каждый, кто хочет чтобы ему что-то зачли, должен «открыться», а разряды и вовсе считаются в другую сторону, начиная с третьего.

В группе первоклассников две девчонки, и трое пацанов. Мне рассказывали, что все здесь очень бедные и совершенно без снаряжения. И снова чувствую себя неудобно, от того что у меня «все есть». У пацанов нет ни хрена, кроме темных очков. Зато очки очень модные. Завтра подъем в 5, выход в 6. Наш инструктор — Ферда. Тоже ко мне на «вы». Я спросил, почему даже вы на вы?! Оказывается я старше ее. Господи, я старик уже?!

Перед сном Ильяс решил проверить, как люди (не инструктора) знают завтрашний маршрут. Оказывается мало собрать снарягу и подготовить перекус, нужно еще и знать маршрут. Контрфорсы, гребни, кулуары, ключевые места. Вот слушаешь этого человека, и действительно хочется ловить каждое слово и учиться, учиться. С завтрашнего дня он обещает лекции, было б интересно. А вот карта местная повергла меня в шок. То что я впопыхах вчера закатал с самого известного источника в интернете — топокарта километровка. Да, тут в лагере хребтовка-ляпинка, но масштаба такого, что весь фронт предстоящих на неделю заданий умещается у меня на ногте. Ладно, пора спать, все таки подъем в 5, а тарахтелка генератора как раз смолкла.


инструктаж инструкторов


последний закат апреля в Чимгане

1 мая.

Это был невероятно прекрасный день!
Наполненный содержанием и смыслом. Весь лагерь действительно встал в 5, и группы разошлись в 6. Между этими событиями еще и позавтракать успели. Мы взяли какой-то невероятный темп, и я к собственному удивлению оказался не последним. Удивляться пришлось дальше. Раннее утро, солнце из-за хребта нашу ложбину не накрывает, выходим на довольно крутой фирн, никаких следов нет (и не может быть, это ж открытие, мы первые).

Группа как ни в чем не бывало продолжает вгрызаться в твердый фирн. Ребята вечером настреляли где-то пластиков, девчонки идут в обычных турботинках, одна уже развернулась назад (чужие ботинки натирают ноги). С нами идет помимо Ферды еще инструктор — Сергей Владимирович. Он невероятно ловко в своих обычных треках используя 1-2 см прослойку мягкого снега уходит вверх. Я просто так не могу, и надеваю кошки. Ферда говорит, что правильно, я тяжелый, мне надо в кошках. Сама тоже надевает. Больше кошек нет ни у кого!


Первые "Скальные ворота"


Центральный кулуар между Первыми и Вторыми скальными воротами



Ферда на "Вторых скальных воротах"


взлет перед последними "скальными воротами"

Но все ребята забираются до самого верха. Гора Большой Чимган (3309) похоже самая сложная из до сих пор посещенных мной гор. Не в плане высоты, энергозатрат или удаленности, а именно по техническим соображениям. Все сложности навалились на спуске, пока же я, будучи ведомым (а не руководителем, как всегда), совершенно не задумывался во всяческих ключевых местах, «каменных воротах», и просто крутых подъемах, над извечным вопросом «А как же тут вниз?». Крутизна склона конечно напрягала, в основном тем, что плоских участков почти не было. Отдохнуть и присесть не выходило, только отдышаться стоя. Но мы шли, шли и наконец пришли. К полудню. Правда перед последнем проходом по гребню к вершине в ожидании отстающих я присел, потом прилег, и в конце концов заснул. Тут настоящая благодать, безветренно, солнечно, тихо. Закрыл глаза, открыл, а оказывается прошел час. На вершине, одновременно с нами забежало еще куча народа со всех разных сторон, это другие наши отделения с других маршрутов. 1600 метров набора высоты за 6 часов.

За горой сразу виднеется Чаткальский хребет и отдельно стоящее плато Палытхан. Говорят какое-то загадочное мистическое место, со своей индивидуальной экосистемой. Нормальных легких маршрутов на него нет. Не Рорайма конечно-же, с ее «Затерянным миром», но тоже впечатляет и выглядит неплохо. Вчерашняя знакомые Виола и Андрей сильно удивлялись, что все альпинисты лезут на Большой Чимган, а на Палытхан никто. Они много мне про него восхищенно рассказывали, да только все уже выветрилось из головы на этом свежем воздухе.




вид на вершину с площадки куда выходит Центральный кулуар (Северная сторона от вершины)


к вершине "подгребают" люди с маршрутов со всех сторон



две группы на вершине Б.Чимган (3310)


альпинист позирует на фоне заснеженных вершин


начало спуска с вершины


плато Палытхан

После вершины начался экстремальный спуск. Как мне объяснил Сергей Владимирович, обычно они тут сажаются на попу, и за полчаса съезжают вниз к лагерю. Но только не в этом году. Снега невероятно мало, во многих местах дно ущелья и каменные стенки обнажены. Сесть на попу и поехать можно только в хорошо просматриваемых отрезках (они все равно составляют 2/3 от спуска.

Один из инструкторов сдал нам двух своих подопечных, узбеков Азиза и Бахадыра. Прицепили их к Лехе. По массе соответствует. Азиз сходил в обычных дешевых китайских кроссовках (!) до самой вершины и теперь вниз, у Бахадыра обувь получше — городские зимние ботинки, с нерифленой подошвой. Оба постоянно падали, но как-то умудрялись зарубаться, хотя один раз Бахадыр улетел достаточно далеко.

Я шел пешком, спуск выглядел зловеще и стремновато. Когда мимо нас стали проезжать сверху по желобу, по одному по двое альпинисты, с криками и улюлюканием, Ферда и Ксюха тоже поехали, уговорив и меня. Было страшно. Я либо еле еле полз, либо переходил в какой-то неконтролируемый набор скорости, и сразу же зарубался, взрывая фонтаны снега и ломая трассу. Пока не наткнулся на Леху, посоветовавшего кроме ледоруба использовать еще и ноги. Дело пошло. Но в особо крутых местах, под руководством Ферды вся наша разношерстая и разросшаяся компания встегивалась в веревку и медленно преодолевала барьер пешком. В конце спуска обнаружилось несколько скальных ворот. Пришлось скалолазить их с верхней страховкой лицом к склону. В общем преисполненный восторга от столь разнообразного и продолжительного приключения я вместе с группой вернулся в лагерь. Куча знакомого и незнакомого народа поздравляла «С горой!».

Я вдруг ощутил, что несмотря на весь мой перечень «скальпов», от Котопакси и до пика Ленина, столь сложной (именно в техническом плане) горы как Большой Чимган у меня еще не было.

 
Продолжение 1 часть
Продолжение 2 часть
Tags: Узбекистан, Чимган, горы, путешествия, фото
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

  • 3 comments