Дмитрий Славин (dmitryslavin) wrote,
Дмитрий Славин
dmitryslavin

Абхазия. Пятая серия.

Псху. День выборов.



Спуск с Чамашхи вниз показался нам настоящим проспектом. Даже несколькими проспектами, тропинка постоянно раздваивалась, соединяясь потом. Чуть было впервые за все путешествие не потеряли друг-друга. Шанди убежал вперед, а я, догоняя, увидев под собой ту же тропу, воспользовался сокращенным резким спуском (дабы избежать длинной петли). Нижняя тропа оказалась не первоначальной, а раздвоившейся, и я ушел по ней не в ту сторону. И лишь уже начав достаточно серьезно подыматься одумался. Слава богу, не потерялись, а вскоре началась и вовсе автомобильная дорога.

Немного досаждали броды, но до брожения по Аапсте им было далеко. Раз пять всего побродили. Впечатлил вид сошедших селей, один из которых, вдоль речки Грязной и вовсе похоже как-то перекрыл тут все на пару километров. Спустя четырех часов быстрого спуска оказались на слиянии с основной Псузской дорогой (что из Авадхары идет).


Перевал Чамашха, памятная доска


долина реки Баул


сель на  реке Грязная

Едва я успел покрасить начало пути на Чамашху и засечь gps-координаты, как из-за поворота вылетело два УАЗика, набитых абхазскими пограничниками. Для начала они со всей строгостью переписали наши паспорта, но спустя пять минут уже дружелюбно выслушивали наши истории, приглашали на завтрашний Псхузский праздник и предупреждали быть поосторожнее на спуске с Доу, при встрече в районе Двуречья с человеком по фамилии Агба. Тот совсем недавно сперва гостеприимно приютил группу московских и питерских туристов, а потом обворовал их на предмет денег, билетов и паспортов. Шанди в очередной раз пригорюнил, что страна такой прекрасной природы и таких прекрасных людей, паралелльно оказалась самой воровской среди всех многочисленных им посещенных стран. Даже хуже Колумбии.

Далеко пройти по Псху не удалось. Заглянув во двор к Борису и отразив атаку четырех гавкающих собак самых разных пород и размеров, застали хозяина на этот раз дома. Во дворе за столом под навесом сидели два гостя абхаза, чача лилась рекой, а на столе стояла миска с нарезанными, настоящими помидорами! Не каждому читателю дано понять, что значат настоящие грунтовые помидоры в неограниченном количестве после семи дней изнуряющего путешествия. На ужин нам хватило одних помидоров.

Спать расположились на дальних задворках, на втором этаже сеновала, среди восхитительно пахнущих трав. Идиллию дополняла белая лошадь, бродящая по лугу прямо под сеновалом в загадочном серебряном свете полной луны.

С утра гостей-абхазов оказалось гораздо больше. Это были убеленные сединами пожилые солидные абхазы, попав в Псху, превратившиеся в мальчишек. Они шумно седлали и катались на белой лошади, сбивали самодельными бумерангами спелые яблоки с деревьев и игрались с оставленными нами внизу треккинговыми палками. Чача лилась уже не рекой, а прямо таки морем. До состояния океана ей понадобилось еще полдня.

Улизнув из шумной компании мы с Шанди отправились изучать Псху. В Псху изучать принципиально нечего, поэтому изучали и знакомились мы с местными жителями. И если в первый раз с деликатной Олесей наше знакомство ограничилось Борисом и Арсением, то в этот раз, с наглым Шанди, мы погрузились в жизнь сельчан гораздо плотнее.


в лесу перед Псху

Борис собственноручно готовит яблочный сидр


Пару слов о Борисе - отличный мужик. Работящий. Куча дел и на пасеке, и на пастбище, и у себя на дворе. Сам уже дед, но выглядит молодым, мышцы ого-го, хвастает ими постоянно. Лучше любого тренажера бицепсы покачать помогает ему покос. Отстроил каждому из сыновей по дому и купил по УАЗику. Пьет только много, и дом постоянно полон собутыльниками. Но все равно золотой души человек и золотых рук. Следующий персонаж. Хозяин магазина, и он же хозяин деревни. Серьезный мужик, все вопросы решаются именно у него во дворе, а не где-то там в сельсовете. Был председателем 10 лет после войны, но потом ему надоело. Если кого-то надо догнать поймать - сядет на лошадь и перевалами пройдет быстрее машины, перехватит. Кажется выполняет что-то вроде роли местного участкового. Правда вот ассортимент магазина наводит уныние: водка одного вида, пиво одного вида, сигареты одного вида, сода пищевая и крышки для консервирования банок. Иван - красная рубаха парень. Дед со сломанным носом, все время в красной рубахе. Выражение лица - заискивающе-извиняющееся, из кармана брюк торчит баклашка вина. Встречается на единственной улице Псху чаще остальных, но никакого проку в плане сбора информации не дает. Казак. Представился как атаман местного казачество, коих у него тут 20 стволов. Был пьян, нёс какую-то чушь, привел нас не туда и вообще симпатий не вызвал. "Хорошо хоть не пытался прирезать, как мой предыдущий  знакомый-казак на Ставрополье," - проворчал Шанди. Искали мы историка, а казак привел нас к Михаилу Васильичу Шишину. Да-да, сыну деда Василия. Михаил - настоящий мужик, работяга. Он успевает делать все и везде. Во дворе что-то постоянно происходит, руки - в мозолях, и все время параллельно беседа с кем-то по какому-то делу. У него совершенно нет для нас времени (и нам даже как-то не обидно). На деда Василия очень похож. А историка мы сами нашли. Заросший мхом забор, неосвещенный электричеством домик. Кажется единственный в Псху двор без собак и спиртного. Тут живет Владимир Александрович. Тихий, скромный, застенчивый, интеллигентнейший человек. Преподает в местной школе историю, биологию и русский язык. Как ему это удается делать с таким тихим голосом - совершенно непонятно. Чтобы расслышать ответы на наши вопросы и послушать настоящую историю Псху (а не ту, что описана в единственной известной книге Бондарева) нам приходилось постоянно наклоняться поближе и вслушиваться в каждое слово. Оно того стоило. 

Церковь, строящаяся  закарпатскими строителями - в самом центре села и имеет только фундамент. Но во втором посещении Псху обнаружилась еще одна, маленькая, деревянная, неприметная. Зато со звонницей на крыльце. Служат там только монахини. Крайне необщительны. Внутреннее убранство - только развешенные по стенам иконы. И все равно этого достаточно чтобы мать-настоятельница недовольно шикнула на наличие фотоаппарата, даже без моих попыток фотографирования. Вспоминая еще и недавнее негостеприимство служителей Дивногорского монастыря в очередной раз становится как-то обидно за национальную религию. За примерами много путешествующему человеку долго ходить не надо. Радушие и открытость смотрителей медресе и мечетей в Иране, всеоткрытость и свобода наблюдения таинств в буддистских монастырях и храмах Непала и Китая.

Но вернемся к Псху. По меткому замечанию Клавы, жены Бориса, у них тут, в чей огород камень не брось - попадешь в родственника. Все действительно друг друга знают и родственники в нескольких коленях или ближе. Идешь по улице и все здороваются, словно по коридору общежития идешь. Сам тоже конечно здороваешься. Седые абхазы утром долго спорили насколько близок и родственен какой-то местный брак, но узнав, что в семье уже семь детей - успокоились. Гости Бориса так же как и цимурский егерь, как и дед Василий оказались ценным источником всяческих историй (разве что рассказывали их друг-другу). "Зачэм он пошел садится в тюрьму!? Давай дэсят тыщ и не садысь! А так - дэсят лет сидет! А этот, каторый там живет. Сидэл, сидэл, а потом вызвал его начальник тюрьмы к себе, спросил как фамылия, кто отэц, кто дед, и домой его отправил. Родственники оказались". Вообще в Псху много таких. Совершили что-то по молодости-глупости и скрылись. Один казак зарубил по пьяни (или ревности) где-то на Кубани семью свою, сбежал, приехал сюда. Завел новую. Тут и живет.

Национальностей намешано так, что черт ногу сломит. Русские, белорусы, украинцы, эстонцы, армяне, абазинцы, абхазы. "У нас тут такая Санта-Барбара!" - поведал мне как-то один из аборигенов. С домашними животными тоже как-то похоже выходит. Собаки, кошки, свиньи, курицы, козы, лошади и коровы. Совершенно случайным образом могут гонять друг друга и цапаться, а могут и мирно обнявшись дрыхнуть на солнышке.


настоящие друзья


наше жилище - сеновал


вид из сеновала

Но самое главное, что приключилось с нами во втором Пришествии на Псху, и ради чего, подвинув принципами мы заночевали два раза подряд в одном и том же сеновале (т.е. провели сутки без глобального перемещения) - это были выборы главы Псху и связанный с этим действием праздник.

На избирательном участке незваным гостям были рады (в любой точке Абзазии так) несмотря на всю серьезность и важность действия. И нам, оборванным, грязным и заросшим щетиной туристам, словно журналистам или иностранным наблюдателям объясняли, что происходит и отвечали на вопросы. Всего в Псху порядка полусотни-двух сотен голосов. Однако конкретно сейчас голосование идет здесь по центральному избирательному участку мощностью в 27 голосов. На выборах все как положено. Важный человек с дипломатом (видимо представитель власти) в рубашке и городских штанах. Председатель местной избирательной комиссии - дама, уважаемая односельчанами. Избирательный участок, украшенный флагом Абхазии и портретами Ардзинба, Багапша, Медведева и Путина (по доброй восточной и кавказской традиции, нынешго и предыдущего). Журналисты от двух агенств (даже с видеокамерой). Фанерный ящик, для открепительных бюллетеней. При нас обсуждалось далеко ль до такой-то пасеки или нет, и когда выяснилось что не более часа тут же УАЗик с открепительным ящиком куда-то умчался. К деду Василию не поехали, до него 5 часов на лошади. Ну и конечно стол, накрытый человек на триста односельчан и гостей, что слегка контрастировало с количеством избирателей на данном участке.


Наблюдатель на выборах

избирательная урна


изба-избиральня

Выборы плавно перетекли в настоящее кавказское застолье. Во дворе прилегающем к избирательной избе был снят забор и УАЗики заезжали прямо внутрь. Новый Глава (а судя по разговорам было еще до выборов понятно, что он победит) выставил несколько ящиков водки, декалитров вина (тут помогли и сами гости, принося каждый свое домашнее) и даже на радость детям несколько ящиков вожделенного мною лимонада. Зарезали теленка и множество кур. Столы ломились от сулугуни, фруктов, конфет и мамалыги. Абхазские звезды эстрады Толик и Заур (внешне похожие на Динамита и Кобзона) весь вечер исполняли песни, периодически переходящие в русско-кавказскую дискотеку (это когда джигит с торчащими из-за пояса пистолетом и ножом впританцовочку носится вокруг танцующей девушки). Вообще же женщины и девочки держались отдельной толпой, в нужные моменты моментально убирая мусор и проводя смену блюд. Все они были как на подбор, в скромных, но праздничных платьях, преимущественно высокие блондинки.

Седые абхазы выпив много вина или чачи иногда отходили в глубины двора под тень деревьев, дабы отлежаться и отдохнуть, чтобы спустя час с новыми силами вернуться за столы. Погранотряд рубал еду вовсю, но мясо и все прочее не кончалось. Женщины подносили еще и еще. Почти не прерываясь звучала музыка и гремели один за одним тосты. В тостах всячески подчеркивалось, что нынче Абхазия не просто полноценная европейская страна, но и центр европейской цивилизации. А одна из песен звучала так: под музыку в стиле Эннио Морриконе президент России Дмитрий Медведев торжественным голосом зачитывает прошлогодний указ о признании независимости Абхазии. Также из тостов удалось узнать, что житель - Псхунец, а прилагательное - Псхузский. А то мы все мучались, не могли никак правильно сказать.

После очередного тоста кто-нибудь из гостей вытаскивал из под стола автомат Калашникова и давал очередь в небо. Гильзы весело прыгали по тарелкам с явствами и головам гостей. Дольше всего стреляли после оглашения предварительных результатов, 70% проголосовали за "правильного" (простившего весь этот праздник депутата). Чистый Кустурица!


автор большинства тостов, некто Гена, ошибочно принятый нами за Багапша


Псхинские девчата

Ближе к вечеру мы покинули праздник. Борис сидел дома один. Видимо все мероприятие было ему не очень по душе. Однако жена спрятала от него всю водку и вино, да и тяга к общению... Борис отправляется к центру села, оставляя нас "за главного" в доме. "Если что, автомат - там-то и там-то, патроны к нему в этом ящике, я пошел". Но охранять тут нечего, в Псху действительно не воруют. Возможно пока. Ни наши вещи провалявшиеся весь день на сеновале, ни прочее разбросанное по огромному праздничному двору и оставленное в бесчисленных незакрытых УАЗиках. Все друг друга знают.

Из случайных гостей тут только мы, да четверка москвичей. Ребята забрались сюда на собственном УАЗике, в поисках дольменов. Чем более менее успешно занимались, похитив учителя истории на весь день. Нас же с Шанди, отощавших за семидневное горное путешествие тоже можно понять, дела культурные и высокодуховные интересовали куда меньше дел гастрономических.

Кстати о высокодуховном. Нам неоднократно попадались монахини в черном и трижды монахи, без рясы, в обычной одежде. Их легко узнать по прическе и взгляду. В окрестностях села полно келий и отшельнической братии. В отличии от сестер, братии божьи вполне разговорчивы и могут много поведать об окрестностях, правда постоянно клоня свои рассказы к религии и добрым пожеланиям путнику.

Утром седьмого числа, в очередной раз пройдя по центральной улице и трижды отказав настойчиво желающим нас подвезти, я второй раз покидал Псху. Впечатления от первого и второго визита разились сильно.
 
 
Предыдущая серияПродолжение следует...

Постскриптумы:

Выше изложены так сказать личные впечатления  путевые заметки, а вот:
Описание пути  в Псху через перевал Химса (официальное)

GPS-координаты
путешествия (все точки оп всем маршрутам)
500-метровки Абхазии - северная часть
500-метровки Абхазии - остальные
километровки Абхазии (и схема расположения листов)